Обзор московского рынка услуг проката автомобилей в 2005 году

01.01.2013

В конце 2005 года крупнейшая консалтинговая компания по заказу компании Europcar Russia провела исследование рынка проката иностранных автомобилей без водителя в Москве. Основные цели данного исследования были следующие: оценить состояние и сделать прогноз развития рынка проката автомобилей без водителя; изучить деятельность игроков рынка и уровень сервиса предоставляемых услуг; исследовать потребительские предпочтения клиентов.

В ходе исследования были проведены интервью с руководителями ведущих прокатных компаний, а также опрошены жители Москвы и области, как уже пользующиеся услугой проката, так и те, кто только собирается ею воспользоваться.

В исследовании не рассматривалась услуга проката автомобилей отечественного производства, а также краткосрочный прокат автомобилей с водителем.

Объем и развитие рынка проката автомобилей

По общему мнению экспертов, в 2005 году объем предложения в прокате автомобилей иностранного производства без водителя находился в пределах 2000-2500 автомобилей . Примерно половина из них приходится на долгосрочный прокат корпоративными клиентами, вторая половина приходится на прокат сроком менее месяца.

За последние два года в оценках рынка его участниками произошли определенные изменения, на рынке наблюдается достаточно явное замедление развития. По словам исполнительного директора Ассоциации Прокатных Компаний Михаила Юдина, "насыщение на рынке уже наступило. Этот рынок развивается уже не столь динамично. Прирост не столь велик". Хотя это замедление касается не столько самого рынка, сколько характеризует компании, работающие на нем.

Так, рост рынка на ближайшие 3 года оценивается следующим образом: в 2006 году объем рынка составит 55 млн. долл., в 2007 году – 61 млн. долл., в 2008 году – 68 млн. доллар. Данный прогноз сделан на основе прогноза роста благосостояния населения, сделанном МЭРТ в 2005 году. При этом объем автопарка прокатных компаний прогнозируется будет меняться следующим образом: в 2006 году совокупный парк составит около 3300 автомобилей, в 2007 году – 3800, в 2008 году – 4200.

Можно предположить, что закончился период интенсивного внутреннего роста для компаний: крупные игроки уже заявили себя на рынке, практически разделив наиболее прибыльные сегменты (корпоративных клиентов, бизнес и компакт-класс) между собой. Теперь пришел черед экстенсивного роста рынка: сегодня основной прирост идет за счет возникновения большого количества новых небольших компаний, которые при выходе на рынок используют единственную наиболее эффективную стратегию – демпинг.

Безусловно, что низкие цены, столь привлекательные для клиентов, в большинстве случаев скрывают «подводные камни», заключающиеся, по мнению М. Юдина, либо в неполной страховке автомобиля, либо в уклонении от уплаты налогов, либо в экономии на обслуживании автомобиля. Каждый из них ведет к снижению качества обслуживания.

Подобная стратегия выхода на рынок, очевидно, направлена на привлечение клиентов из менее обеспеченных слоев, что, в общем, не затрагивает непосредственно клиентов крупных компаний, но ведет к ухудшению ситуации на рынке.

Это приводит к закономерному недовольству лидеров рынка.: «Рынок очень ограничен … Мы думали, что в этом году будет огромный рост… Но его не произошло, потому что выросло много маленьких компаний. Они ломают рынок. Они не просчитывают цены. Проходит год или два они разваливаются, чем наносят непоправимый урон, потому что люди привыкают к этим дешевым ценам» говорит генеральный директор одной из прокатных компаний Михаил Ляховецкий. Сходного мнения придерживаются и другие эксперты.

Дальнейшее развитие ситуации на рынке приведет к попыткам его передела, «войне» за клиента. Пока клиенты компаний способны выбирать только на основании двух основных показателей – цены и качества обслуживания. Характерно, что и клиенты прокатных компаний в качестве основного критерия выбора автомобиля называли цену. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Факторы, влияющие на рынок проката автомобилей

В целом можно выделить несколько факторов, влияющих на специфику развития московского рынка услуг проката. Эти факторы, можно условно разделить на внешние, по отношению к рынку, т.е. слабо зависящие от игроков на рынке, и внутренние, существование которых является результатом взаимодействия игроков либо продуцируется самими игроками осознанно:

Внешние факторы

  • Высокая степень локализации российского рынка. По мнению участников рынка, в Москве сосредоточено 90-95% всего рынка услуг проката автомобилей. Однако за последние годы игроки начали проявлять интерес к регионам. Ведущие операторы уже заявили о выходе в наиболее крупные и перспективные с точки зрения игроков города – Екатеринбург, Самару, Новосибирск, Ростов-на-Дону и т.д. Насыщение предложением услуг проката в двух основных сегментах: компакт и бизнес-класса выражается в присутствии крупных игроков, представляющих интересы международных прокатных сетей на условиях франчайзинга, а также российских компаний, составляющих «ядро» рынка и значительного количества небольших компаний. Сегодня в России работают все компании мирового уровня – в 2005 году в Москве на базе бывших центров проката компании «РОЛЬФ» появились точки проката « Europcar Russia». 
  • Практически полное отсутствие туристов среди клиентов прокатных компаний, что связано с общим слабым развитием туристического бизнеса в России, отсутствием гостиниц, спецификой географии и особенностями дорожного движения в Москве. Этот сегмент, приносящий в мире более половины дохода от проката, в Москве, и в России в целом составляет не более 5% дохода компании. По словам М. Юдина, в качестве дополнительного препятствия для развития туристического сегмента выступают «значительные расстояния, которые необходимо преодолевать. Если для европейских стран среднее расстояние между городами около 100-150км, то в России оно составляет около 400. Соответственно, преодоление такого расстояния по российским дорогам оказывается слишком выматывающим занятием, чтобы после подобного переезда наслаждаться туристическими достопримечательностями». Туристы предпочитают пользоваться альтернативными видами транспорта: самолетом или поездом. Более того, в большинстве компаний существует лимит на дневной пробег автомобиля, сдаваемого в прокат (обычно он составляет 150-200км). Кроме того, московские компании зачастую ограничивают территорию передвижения прокатного автомобиля Москвой и реже областью. 
  • Стремление к диверсификации бизнеса, выход на рынок проката автомобилей компаний, занимающихся смежными видами бизнеса (продажей и ремонтом автомобилей). В качестве одной из главных причин, толкающих компании к выходу на рынок услуг проката автомобилей, эксперты называют стремление расширить свой бизнес либо использовать прокат как один из вариантов реализации неликвидных автомобилей. 
  • Еще одним фактором, воздействующим на рынок проката автомобиля без водителя, является наличие альтернативных вариантов передвижения по Москве: такси, автомобиль, взятый в прокат с водителем. На сегодняшний день, по мнению экспертов, значительная часть иностранных граждан, прибывающих в Москву, с большей охотой пользуются именно услугами такси или проката машины с водителем. Это связано, по словам С. Долматова, генерального менеджера одной из прокатных компаний, с неготовностью иностранцев к вождению автомобилей в условиях российской столицы. Однако это характерно только для иностранцев, либо впервые прибывающих в Москву, либо находящихся здесь непродолжительное время. Зарубежные граждане, проживающие в Москве более-менее продолжительное время, в большей степени склонны брать в прокат автомобили без водителя, главным образом, зарубежного производства. 

Внутренние факторы

  • Важнейшей причиной, ограничивающей рост услуг проката , является неразвитость инфраструктуры – пунктов проката. Сегодня большинство пунктов проката расположены в недостаточно удобных местах – добираться до них слишком сложно. Кроме того, количество прокатных пунктов слишком мало, чтобы сделать прокат удобной для рядового пользователя. Сложность, а иногда и невозможность сдать автомобиль в нужном месте приводят к тому, что проще отказаться от проката автомобиля и воспользоваться услугами такси. 
  • Одной из главных проблем московского, да и российского рынка в целом является отсутствие достаточного числа квалифицированных кадров среднего звена. Кадровый голод, который испытывают прокатные компании, породил на сегодня двойственную ситуацию: с одной стороны квалифицированных работников не хватает, а с другой – процесс работы в каждой компании столь различен, что компании не видят смысла создавать единые курсы по обучению. Парадоксальность ситуации еще и в том, что эксперты не видят перспектив в применении подобного метода обучения, так как опасаются, что значительное количество таких сотрудников не будет востребовано. И как следствие этого, воспитание квалифицированных кадров является скорее индивидуальной подготовкой отдельных сотрудников для работы в определенной компании. 
  • Еще одним фактором, непосредственно влияющим на рынок, является низкая известность самой услуги проката, возникающая ввиду отсутствия разработанной рекламной стратегии у компаний-участников рынка по привлечению новых клиентов. На сегодня на рынке проката нет ни одной компании, которая позволила бы утверждать о целенаправленном подходе к рекламе. Во многом такая позиция связана с опасностью стать объектом пристального внимания со стороны криминальных структур. 
  • Высокие риски в данном бизнесе, связанные с угонами и ущербами, нанесенными транспортным средствам, заставляют принимать дополнительные меры. В качестве дополнительной меры, способствующей проверке потенциального арендатора, является требование обладать кредитной картой. Наличие кредитной карты во многом является просто дополнительной обеспечительной мерой по страхованию собственных рисков, так как наличие карты предусматривает успешное прохождение потенциальным клиентом проверки службы безопасности банка. 

Обзор парка автомобилей прокатных компаний

Сегодня прокатные компании останавливают свой выбор на европейских (преимущественно германских) и американских автомобилях, в то время как корейские и японские марки пока в меньшей степени представлены на рынке. Во многом это превосходство обусловлено большим разнообразием комплектации европейских и американских машин, тогда как модели восточных марок в большей степени унифицированы по комплектации, что говорит в их пользу, так как выбор автомобиля японской или корейской марки в этом случае обозначает меньшую вариативность в выборе, а значит большую уверенность в комплектации.

Таким образом, долевое соотношение марок автомобилей, представленных в автопарках прокатных компаний, по региону происхождения на 2005 год распределен следующим образом: 41% - европейские автомобили, 27% - американские автомобили, 17% - корейские автомобили и 15% - корейские автомобили.

Разделение автопарка по классам автомобилей показывает преобладание на рынке автомобилей эконом- (28%) и компакт-классов (24%). Также достаточно популярен и бизнес-класс (23%), который составляет почти четверть всего автопрокатного парка. Средний класс составляет 10% от общего числа автомобилей, стандартный – 7%, специальные автомобили, куда вошли спортивные автомобили, внедорожники, автомобили класса люкс, минивэны, миниавтобусы и т.д. – 8%.

Обзор ценовой политики

Зависимость стоимости суток от срока проката

Срок аренды
Средняя стоимость проката  
автомобиля в сутки, руб. 
% удешевления проката
1-3 дня3044,2-
4-7 дней2595,415
8-14 дней2430,720
15-30 дней2321,924
более 30 дней2053,933

Как видно из таблицы, приведенной выше, среднерыночная стоимость проката одного автомобиля снижается нелинейно, наибольшее снижение цены происходит при прокате либо на 4-7 дней, либо на срок более 30 дней.

Средняя стоимость суток проката автомобилей различных классов

Класс автомобиля
Средняя стоимость  
проката автомобиля в сутки, руб. 
Эконом1700,2
Компакт2321,6
Средний2722,4
Стандартный3014,7
Бизнес4842,4
Специальный6189,2

Основные тенденции

Вышеперечисленные факторы позволяют определить главные тенденции дальнейшего развития этого рынка.

Прежде всего, отмечается тенденция к занятию компаниями более четких позиций на рынке, что приведет к созданию достаточно четко ориентированных на отдельные сегменты компаний.

Для привлечения клиентов компании будут расширять спектр дополнительных услуг, предоставляемых как за дополнительную плату, так и включенных в основной тариф.

Компаниям видимо придется пойти на постепенную либерализацию правил проката, упрощение требований к арендатору автомобиля и сокращение ограничений на эксплуатацию, в частности, возможно, будут отменять лимит суточного пробега.

Наиболее действенным способом привлечения клиентов станет создание межрегиональной сети бронирования и увеличение числа пунктов выдачи автомобилей, как в Москве, так и в регионах.

Возникающие новые компании, для завоевания места на рынке будут и в дальнейшем использовать расширение потенциальной клиентуры, за счет менее обеспеченных слоев населения и как можно предположить вследствие этого будет активно развиваться сегмент дешевых иномарок.

Компании-участники рынка, работающие довольно продолжительное время в данной сфере стремятся к тому, чтобы сформировать цивилизованный рынок проката автомобилей с достойными ценами, создали «Ассоциацию Прокатных Компаний», основной задачей которой являлось преодоление внутренних препятствий для развития рынка и популяризации идеи автопроката. Последнее может быть рассмотрено как перспектива развития рынка в целом на ближайшее время.


Возврат к списку

  • Дополнительные услуги

    Дополнительные услуги

    Подача автомобиля в аэропорту, услуги консультанта при ДТП и другие опции и тарифы

    Подробнее
  • ОБНОВЛЕНИЕ АВТОПАРКА

    Обновление автопарка

    Подробнее
  • Путешествуйте из Москвы в Минск с комфортом

    Путешествуйте из Москвы в Минск с комфортом

    Арендуйте автомобиль в Москве - верните в Минске

    Выбрать автомобиль
      Ваш заказ успешно оформлен!
      Номер заказа
      Сумма заказа
      Специалист Inspire перезвонит вам
      в течение 30 мин. в рабочее время
      Ошибка
      Наш сайт использует файлы cookies для лучшего отображения сайта. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.Подробнее