Дополнительные услуги
Подача автомобиля в аэропорту, услуги консультанта при ДТП и другие опции и тарифы
В ходе исследования были проведены интервью с руководителями ведущих прокатных компаний, а также опрошены жители Москвы и области, как уже пользующиеся услугой проката, так и те, кто только собирается ею воспользоваться.
В исследовании не рассматривалась услуга проката автомобилей отечественного производства, а также краткосрочный прокат автомобилей с водителем.
Объем и развитие рынка проката автомобилей
По общему мнению экспертов, в 2005 году объем предложения в прокате автомобилей иностранного производства без водителя находился в пределах 2000-2500 автомобилей . Примерно половина из них приходится на долгосрочный прокат корпоративными клиентами, вторая половина приходится на прокат сроком менее месяца.
За последние два года в оценках рынка его участниками произошли определенные изменения, на рынке наблюдается достаточно явное замедление развития. По словам исполнительного директора Ассоциации Прокатных Компаний Михаила Юдина, "насыщение на рынке уже наступило. Этот рынок развивается уже не столь динамично. Прирост не столь велик". Хотя это замедление касается не столько самого рынка, сколько характеризует компании, работающие на нем.
Так, рост рынка на ближайшие 3 года оценивается следующим образом: в 2006 году объем рынка составит 55 млн. долл., в 2007 году – 61 млн. долл., в 2008 году – 68 млн. доллар. Данный прогноз сделан на основе прогноза роста благосостояния населения, сделанном МЭРТ в 2005 году. При этом объем автопарка прокатных компаний прогнозируется будет меняться следующим образом: в 2006 году совокупный парк составит около 3300 автомобилей, в 2007 году – 3800, в 2008 году – 4200.
Можно предположить, что закончился период интенсивного внутреннего роста для компаний: крупные игроки уже заявили себя на рынке, практически разделив наиболее прибыльные сегменты (корпоративных клиентов, бизнес и компакт-класс) между собой. Теперь пришел черед экстенсивного роста рынка: сегодня основной прирост идет за счет возникновения большого количества новых небольших компаний, которые при выходе на рынок используют единственную наиболее эффективную стратегию – демпинг.
Безусловно, что низкие цены, столь привлекательные для клиентов, в большинстве случаев скрывают «подводные камни», заключающиеся, по мнению М. Юдина, либо в неполной страховке автомобиля, либо в уклонении от уплаты налогов, либо в экономии на обслуживании автомобиля. Каждый из них ведет к снижению качества обслуживания.
Подобная стратегия выхода на рынок, очевидно, направлена на привлечение клиентов из менее обеспеченных слоев, что, в общем, не затрагивает непосредственно клиентов крупных компаний, но ведет к ухудшению ситуации на рынке.
Это приводит к закономерному недовольству лидеров рынка.: «Рынок очень ограничен … Мы думали, что в этом году будет огромный рост… Но его не произошло, потому что выросло много маленьких компаний. Они ломают рынок. Они не просчитывают цены. Проходит год или два они разваливаются, чем наносят непоправимый урон, потому что люди привыкают к этим дешевым ценам» говорит генеральный директор одной из прокатных компаний Михаил Ляховецкий. Сходного мнения придерживаются и другие эксперты.
Дальнейшее развитие ситуации на рынке приведет к попыткам его передела, «войне» за клиента. Пока клиенты компаний способны выбирать только на основании двух основных показателей – цены и качества обслуживания. Характерно, что и клиенты прокатных компаний в качестве основного критерия выбора автомобиля называли цену. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Факторы, влияющие на рынок проката автомобилей
В целом можно выделить несколько факторов, влияющих на специфику развития московского рынка услуг проката. Эти факторы, можно условно разделить на внешние, по отношению к рынку, т.е. слабо зависящие от игроков на рынке, и внутренние, существование которых является результатом взаимодействия игроков либо продуцируется самими игроками осознанно:
Внешние факторы
Внутренние факторы
Обзор парка автомобилей прокатных компаний
Сегодня прокатные компании останавливают свой выбор на европейских (преимущественно германских) и американских автомобилях, в то время как корейские и японские марки пока в меньшей степени представлены на рынке. Во многом это превосходство обусловлено большим разнообразием комплектации европейских и американских машин, тогда как модели восточных марок в большей степени унифицированы по комплектации, что говорит в их пользу, так как выбор автомобиля японской или корейской марки в этом случае обозначает меньшую вариативность в выборе, а значит большую уверенность в комплектации.
Таким образом, долевое соотношение марок автомобилей, представленных в автопарках прокатных компаний, по региону происхождения на 2005 год распределен следующим образом: 41% - европейские автомобили, 27% - американские автомобили, 17% - корейские автомобили и 15% - корейские автомобили.
Разделение автопарка по классам автомобилей показывает преобладание на рынке автомобилей эконом- (28%) и компакт-классов (24%). Также достаточно популярен и бизнес-класс (23%), который составляет почти четверть всего автопрокатного парка. Средний класс составляет 10% от общего числа автомобилей, стандартный – 7%, специальные автомобили, куда вошли спортивные автомобили, внедорожники, автомобили класса люкс, минивэны, миниавтобусы и т.д. – 8%.
Обзор ценовой политики
Зависимость стоимости суток от срока проката
Срок аренды |
Средняя стоимость проката
автомобиля в сутки, руб.
| % удешевления проката |
1-3 дня | 3044,2 | - |
4-7 дней | 2595,4 | 15 |
8-14 дней | 2430,7 | 20 |
15-30 дней | 2321,9 | 24 |
более 30 дней | 2053,9 | 33 |
Как видно из таблицы, приведенной выше, среднерыночная стоимость проката одного автомобиля снижается нелинейно, наибольшее снижение цены происходит при прокате либо на 4-7 дней, либо на срок более 30 дней.
Средняя стоимость суток проката автомобилей различных классов
Класс автомобиля |
Средняя стоимость
проката автомобиля в сутки, руб.
|
Эконом | 1700,2 |
Компакт | 2321,6 |
Средний | 2722,4 |
Стандартный | 3014,7 |
Бизнес | 4842,4 |
Специальный | 6189,2 |
Основные тенденции
Вышеперечисленные факторы позволяют определить главные тенденции дальнейшего развития этого рынка.
Прежде всего, отмечается тенденция к занятию компаниями более четких позиций на рынке, что приведет к созданию достаточно четко ориентированных на отдельные сегменты компаний.
Для привлечения клиентов компании будут расширять спектр дополнительных услуг, предоставляемых как за дополнительную плату, так и включенных в основной тариф.
Компаниям видимо придется пойти на постепенную либерализацию правил проката, упрощение требований к арендатору автомобиля и сокращение ограничений на эксплуатацию, в частности, возможно, будут отменять лимит суточного пробега.
Наиболее действенным способом привлечения клиентов станет создание межрегиональной сети бронирования и увеличение числа пунктов выдачи автомобилей, как в Москве, так и в регионах.
Возникающие новые компании, для завоевания места на рынке будут и в дальнейшем использовать расширение потенциальной клиентуры, за счет менее обеспеченных слоев населения и как можно предположить вследствие этого будет активно развиваться сегмент дешевых иномарок.
Компании-участники рынка, работающие довольно продолжительное время в данной сфере стремятся к тому, чтобы сформировать цивилизованный рынок проката автомобилей с достойными ценами, создали «Ассоциацию Прокатных Компаний», основной задачей которой являлось преодоление внутренних препятствий для развития рынка и популяризации идеи автопроката. Последнее может быть рассмотрено как перспектива развития рынка в целом на ближайшее время.
Если вы сделали заказ ночью, мы свяжемся с вами с 9.00 до 9.30 утром.
На ваш e-mail выслано письмо с подтверждением оформления заказа.